СТАТЬИ ПРО БРЕНДИНГ - НЕЙМИНГ - МАРКЕТИНГ
ГРАМОТНЫЙ НЕЙМИНГ ИЛИ КАК РАЗРАБОТАТЬ
УНИКАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ БРЕНДА
Бренд – это здание, построенное
из идеально подобранных кирпичей ©

Владлен Гладченко
основатель и творческий директор
брединговой компании
BRANDTIME

Секреты профессии от основателя брендинговой компании BRANDTIME

Первый раз про нейминг (как придумать название бренда) я написал статью в середине двухтысячных. Тогда было очень немного литературы и других материалов по неймингу. Многое, в плане технологий и алгоритмов по разработке названия бренда, приходилось создавать. В процессе материалы дорабатывались и адаптировались к разделу сайта: https://brandtime.ru/naming/

Хотя с тех пор уже появилось много материалов на эту тему, полагаю, что читающий этот материал, сможет почерпнуть для себя что-то актуальное и полезное. Я поделюсь с аудиторией дополнительным взглядом на профессию бренднеймера и технологией создания сильного названия бренда.

За время моего более чем двадцатилетнего опыта в бренднейминге, я разработал несколько тысяч названий для ТМ. Речь идет о 10-30-ти разработанных, проверенных по российским и международным базам, проанализированных и позиционно описанных названий для каждого проекта, где был свой бриф и необходимо было в соответствие с ним, создавать подходящие, охраноспособные* названия. В итоге, как правило, одно название должно было быть утверждено к регистрации. В некоторых категориях, заказчики часто утверждали и регистрировали несколько названий, так как были хорошие варианты на перспективу, а с каждым годом все меньше свободных (незарегистрированных) названий. Это частая ситуация для многих категорий, от food&drink, до fashion.

*Охраноспособность товарного знака - это обладание знаком различительной способностью и возможностью регистрации.

В итоге, для десятков проектов финально созданы десятки зарегистрированных ТМ - в последствии, ставших брендами. Много из сделанного можно посмотреть на сайте https://brandtime.ru/

Все проекты разрабатывались по созданному мной алгоритму разработки названий, который я использую и совершенствую все эти годы.

Итак, как разработать хорошее название бренда или в чем дело?

Все дело в маркетинге, брифе, аналитике...

Половина успеха в разработке названия бренда зависит от качества брифа, информации изложенной в этом маркетинговом инструменте. Чем подробнее мы ответим на вопросы кто наши конкуренты, целевая аудитория, какая география присутствия/экспансии и рынки сбыта, продукт и его преимущества, разработаны ли платформа бренда, позиционирование, есть ли УТП (и есть ли оно в реальности?) и т.д., тем легче нам будет приступить к началу работы над проектом.

Но бриф – это только начало погружения в проект. Всегда информации может «быть недостаточно для полного счастья». Тогда, отталкиваясь от первичных данных, указанных в брифе, мы можем уже провести более глубокое изучение рынка, конкурентов, потребителей. Заказать или купить недостающие исследования, провести кабинетные исследования. И когда информации будет достаточно, необходимо провести еще один финальный предпроектный бриф-митинг со всеми участниками, имеющими прямое отношение к проекту со стороны заказчика и исполнителя. В некоторых случаях может быть полное погружение в проект обеих сторон, когда над проектом работают исполнитель и заказчик в формате воркшоп.

Все дело в технологии, системе, алгоритме, приемах...

В основе любого процесса разработки нового творческого продукта лежит технология. Своя система, алгоритм. Существует достаточно много разнообразных методов концентрации на задаче и поиске эффективных решений.

К разработке названия нового бренда следует приступать, когда получено и обработано максимум маркетинговой информации по проекту. Как правило, собирается рабочая синектическая группа (например, в состав группы входят маркетолог, креативный директор, социолог, психолог, копирайтер), посвященная в задачу. В группе у каждого участника есть своя роль.

Есть еще и другие методы – все они в той или иной степени являются «мозговыми штурмами», когда групповое участие кратно повышает эффективность поиска интересных решений, например, группа ИГАРК (интегратор, генератор, активатор, резонатор, критик). Не редко количество участников группы может меняться, так же, как и участники могут менять свои роли в группе.

Важно, чтобы синектической группой руководил опытный модератор. Процесс разработки названия может занять несколько цикличных этапов, где участники чередуют групповую работу с индивидуальной. Естественно в разные дни. Чтобы сознание могло отдохнуть и подготовить себя к новой творческой работе.

При правильном подходе, рабочая группа находит хорошие, сильные решения. У нас есть еще и другие, закрытые авторские методики, которые я разработал и применяю в проектах. Это «нейминг-воронка» и «креативная мельница».

Приемы создания названий

Существует много разных лингвистических приемов словообразования, их может быть более 3-х десятков. Знание и использование таких приемов необходимо, когда проект особенно сложный и необходимо использовать весь потенциал и все возможные подходы в поиске решения.

Вот несколько примеров словообразования из разработанных мною названий брендов и слоганов:
ВКУСВИЛЛмеждународный бренд сети магазинов для здорового питания
Прием создания названия бренда: РУglish©
(русский+english) – слияние двух языков
УЮТЕРРАТЕРРИТОРИЯ УЮТА
– сеть магазинов товаров для дома
Прием создания названия бренда: гибрид (одно слово переходит в другое)
Прием создания позиционного слогана бренда: аллитерация (ритмичное повторение слов и звуков)
FUTURUSS - ОБЫКНОВЕННОЕ ПРЕВОСХОДСТВО
- завод по производству оконной фурнитуры и одноименный бренд фурнитуры
Прием создания названия бренда: составное слово, созданное путем слияния усеченных слов FUTURE и RUSSIA.
Прием создания слогана бренда: оксюморон
ZORTOR - международный бренд серфов с мотором
Прием создания названия бренда: звуковая имитация (ассоциация) работы электродвигателя
OYO международного бренд контрацептивов
Прием создания названия бренда: эмоциональное междометие
TRAVUSHKA ТРАВУШКАбренд эко-водки
Прием создания названия бренда: природная ассоциация
BENEBELLEбренд бакалейной продукции
Прием создания названия бренда: аллитерация (ритмичное повторение слогов и звуков)
ТРЕБУЙТЕ ДОЛИВА! – сеть пивных магазинов
Слоган:
Больше долива – больше позитива!
Прием создания названия бренда: цитата
Прием создания слогана бренда: аллитерация (ритмичное повторение слов и звуков)
Алгоритм разработки названия или «маршрутная карта нейминга»
Все дело в вдохновении...

Когда оно приходит? Где его взять, найти?

Процесс вдохновения достаточно управляем. Можно научиться настраиваться на нужную «волну». Такая способность развивается достаточно успешно практически у всех людей, пытающихся заниматься творчеством. Просто необходимы определенные навыки и упорство. Когда мы погружены в аналитику, в постановку задачи, когда мы знаем много о будущем проекте, а главное, очень хотим сделать что-то действительно стоящее, мы, начиная думать в режиме «24 часа», запускаем особые механизмы мышления, которые работают как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, даже когда мы спим...
В итоге обязательно будут появляться неожиданные яркие идеи.


Все дело в опыте...

Опыт определенно важен, т.к. знания, умения, как снежный ком увеличиваются и в этой огромной «копилке» (голове) много чего есть интересного и полезного. Чем дольше специалист в профессии, чем ответственнее он подходит к работе, чем обширней его знания и богаче воображение, тем больше отдачи.
Наш мозг, сознание фиксирует все. Все помнят и ничего не упускают. Мы не всегда умеем управлять памятью для быстрого извлечения нужной информации, но она всегда на месте. У профессионалов, работающих в своей профессии годами, извлечение необходимой информации происходит практически автоматически.
Например, если кто-то в группе предложил уже существующее решение, практик с многолетним опытом сразу вспомнит, что такое или схожее до степени смешения название в данном классе МКТУ уже существует, зарегистрировано и используется другой компанией. И это поможет сэкономить время и переключиться на другие идеи. Но и не только в этом польза таких знаний: она в выстраивании семантических полей и ассоциативных связей, которые помогают найти нужное решение.


Все дело в везении...

Безусловно. Но везение, как и вдохновение, тоже контролируемый процесс.
Просто иногда подсознание может «выдать» что-то мощное, но это результат вышеперечисленных пунктов. Полагаться исключительно на везение и откладывать выполнение проекта, отодвигая все к deadline, – это танцы на "минном поле". Я вообще не верю в озарение, как в «дар с выше». Я верю в озарение, как в «приз за усердие».

Все дело в таланте...

Определенно) Как сказал один классик, Успех - это 97 процентов пота и 3 процента таланта. Не случайно существует выражение «зарыть свой талант», пришедшее к нам из евангельской притчи. Мало талантом обладать, нужно прилагать максимум усилий для его развития. Непрерывное обучение, саморазвитие, чтение, наблюдение за окружающим миром, постоянная практика - оттачивают талант, совершенствуют профессионала.

Все дело в наблюдательности...

Да, мир нас информирует каждую секунду.
Ответы везде, просто стоит немного «покрутить» головой.

Так в чем же все дело?

Во всем. Из всех вышеперечисленных пунктов складывается успешный проект.
Всеми этими пунктами мы руководствуемся в своей работе.
Обращайтесь к нам и мы разработаем сильный бренд для вашего бизнеса)

Из книги «Вербальный брендинг»
Все права защищены ©
Полное или частичное использование материала только с указанием автора и источника публикации
.

Владлен Гладченко
СТАТЬИ ПРО БРЕНДИНГ - НЕЙМИНГ - МАРКЕТИНГ
РЕБРЕНДИНГ ИЛИ РЕСТАЙЛИНГ?
Корректировка бренда

Сегодня большинство крупных и средних компаний заняты оценкой своих позиций на рынке, и перспектив в будущем. Что происходит? Почему, еще два-три года назад термин «ребрендинг» был понятен только специалистам по маркетингу, а сегодня становится обиходным даже для простых граждан? Что означает этот термин и что движет компаниями, осуществляющими ребрендинг и как должны воспринимать перемены клиенты, мы и попытаемся рассмотреть ниже.

Современная эпоха - эпоха «информационной экономики». Если раньше базовыми источниками благосостояния были материальные активы, то сейчас на передний план выходят «нематериальные» - бренды. С возникающими новыми потребительскими возможностями, такими, как: рост благополучия и повышение планки самоуважения, - борьба компаний за лояльность клиентов, ведет к тому, что потребитель становится избирательнее и требовательнее. На этом фоне компаниям-производителям товаров и услуг, приходится искать новые пути и решения, позволяющие не только удерживать уже существующие позиции, но и расширять границы своего влияния. Такие пути, может предложить брендинг, как процесс создания и развития бренда и его идентичности. Иногда процесс развития бренда стагнирует, и тогда для его «омоложения», необходимы процедуры, позволяющие вдохнуть в бренд «новую жизнь», а потребителю дать возможность в новом позитивном ключе увидеть уже известную марку. Для смены имиджа и позиционирования, требуется ребрендинг - мероприятия, основная задача которых - изменить отношение потребителя к бренду в лучшую сторону.

На сегодняшний день проблема ребрендинга как никогда актуальна для современных российских крупных компаний, у которых есть все ресурсы, но нет четкого позиционирования. Сегодня закладывается фундамент будущих компаний-лидеров на десятилетия, и те компании, которые смогут выбрать верное позиционирование, и правильно донести его до потребителя сегодня - завтра смогут легче выдерживать напор со стороны конкурентов и молодых, но агрессивных компаний, которые обязательно будут пытаться «войти в рынок».

До сих пор многие специалисты путают такие понятия как, рестайлинг, репозиционирование и ребрендинг.

Иногда, поменяв или освежив только визуальные идентификаторы, говорят о ребрендинге, хотя это – рестайлинг.

Рестайлинг

Рестайлинг – это смена идентифицирующих элементов, некая «косметика», позволяющая, компании-владельцу показывать потребителю, что их бренд не стареет, остается современным. Такая процедура необходима для компании, чтобы и сотрудники, и клиенты, получающие хороший продукт или сервис, не успели «заскучать». Это как косметический ремонт квартиры – те же жильцы, та же мебель, а все стало «свежее и веселее».

Репозиционирование

Репозиционирование – попытка изменить установку по отношению к бренду в сознании потребителя. Обычно, оно подкрепляется предложением новых услуг, лучшего качества обслуживания, различными стимулирующими акциями на фоне рекламной кампании. Сегодня в компании все сотрудники были сонными, а завтра встают в 6 утра и улыбаются. Посыл: теперь мы другие, теперь мы - такие! Но, даже изменив фирму «сервисно» и идеологически, кампания репозиционирования без визуальных подтверждений обречена на долгий путь к успеху. Кратчайший же путь к успеху – это ребрендинг.

Ребрендинг

Ребрендинг – комплексное мероприятие, включающее в себя и репозиционирование, и рестайлинг. Как правило, если компания пришла к решению изменяться (репозиционироваться), изменения должны произойти на всех уровнях. Ребрендинг – это двунаправленная процедура. С одной стороны должно быть изменено отношение к бренду внешнего мира, с другой бренд должен измениться внутри. То есть, должны измениться установки внутри самой компании. Руководство принимает новые правила игры для клиентов. Сотрудники поддерживают линию руководства и, более того, - верят в нее; клиент получает новый сервис, новые предложения; происходит «закрепление» посредством новой айдентики и сопровождающей ребрендинг рекламной кампании. Иногда, в рамках ребрендинга, компания проводит ренейминг (меняет и имя), но для этого нужны очень веские основания. Чаще всего, такие случаи обусловлены следующими причинами:

1.Слияние двух или более компаний.
2.Название компании семантически сужает деятельность компании и мешает расширению бизнеса.
3.Название компании воспринимается как устаревшее, несовременное. 4.Название длинное, неблагозвучное, трудно произносится или запоминается. 5.Семантика названия ассоциативна, далека от вида деятельности. 6.Компания, приобрела устойчивую негативную репутацию.

21 век – это век информации, а кто владеет информацией, тот владеет миром. За последние 100 лет накоплен колоссальный опыт в области развития и продвижения марок. Опыт, изобилующий ценнейшими примерами об успехах и ошибках в области брендинга. Гарантией успеха, подобного рода проектов, может быть исключительно прагматичный подход на этапе предварительных исследований, не исключающий ни одного из возможных направлений способных дать полезную информацию.

Крайне важным моментом, является солидарность руководства компании и ее сотрудников, взаимное понимание, доверие и что очень важно, четкое формулирование позиций и целей компании. Современные корпорации, только тогда смогут быть уверены в успехе ребрендинга, когда внутреннее и внешнее позиционирование компании совпадают. Только в этом случае компания, сможет гармонично развиваться и соответствовать своим обещаниям, адресованным своим клиентам.

Запуская кампанию ребрендинга, очень важно учитывать, что потребитель реагирует на сообщение о позитивных изменениях, опираясь на комплексную оценку изменений которые он фиксирует. Поэтому, ребрендинг, всегда должен быть подтвержден не только выгодными условиями обслуживания и яркой рекламной кампанией, но также кардинальные позитивные изменения должны произойти с персоналом кампании. Обязательно, должна измениться визуальная эстетика в лучшую сторону, как дополнительный подтверждающий идентификатор.

Новый век – это век emotional brands. На фоне огромного предложения товаров и услуг, при равных рациональных конкурентных преимуществах, на первый план будут выходить эмоциональные. Люди будут платить деньги, не только за услугу, которая необходима, но и за любовь и преданность к своему «родному» бренду. А любви к себе, можно добиться только при взаимности. Иными словами: возлюби себя (свою компанию), возлюби ближнего своего (клиента) и ближний (клиент), возлюбит тебя (твой бренд).

Гладченко Владлен


СТАТЬИ ПРО БРЕНДИНГ - НЕЙМИНГ - МАРКЕТИНГ
ТИП-ТОП. ОБУВНОЙ НЕЙМИНГ ШАГ ЗА ШАГОМ
Как создать отличное название бренда обуви

Многие владельцы обувных магазинов сейчас начинают продавать обувь под собственными марками. Естественно, перед ними встает вопрос выбора названия для марки. Вариантов два: либо повторить в марке название собственного магазина, либо дать ей собственное имя. Большинство российских покупателей, так называемый мейн-стрим, ориентируются либо на итальянские названия (в первую очередь на псевдоименные), либо на английские, часто фантазийные, но короткие и благозвучные. Таким образом, если компания хочет работать на массовый рынок, то им следует учитывать эти и другие особенности поиска названий для обувных марок.

Изображение с сайта: www.nike.com

Общие рекомендации при разработке названий для некоторых направлений обувного рынка.

Для детских названий обувных марок хорошо подходят литоты, использование названий сказочных или мультипликационных персонажей.

Для спортивной обуви - названия, ассоциирующиеся с движением, быстрыми зверями, силой, победой, уверенностью. Здесь уместны как смысловые, так и фантазийные наименования, имеющие устойчивую ассоциацию.


Полигендерные названия для масс-маркета – названия, преимущественно псевдоиностранного происхождения, в силу сохраняющегося доверия западным производителям, возможно ассоциирующиеся с носкостью и надежностью, могут быть как смысловыми, так и фантазийными.
Названия только женской обуви – могут быть поэтичными, нежными, женственными.
Мужские названия – ассоциирующиеся с надежностью, стабильностью, уверенностью.

Рабочая обувь – может носить как зонтичное название (название и одежды и обуви), а может иметь самостоятельное. Это как правило названия сильные, мощные.

Обувь для туризма может носить названия ассоциирующиеся с географическими объектами, мужественностью, путешествиями и известными путешественниками.

Для молодежной обуви – названия, отражающие и перекликающиеся с модными культурными тенденциями (направления в музыке, стиль жизни), интересными для целевой аудитории.

Обувь премиум-класса, как правило, носит названия персонифицированные. Это либо имена существующих дизайнеров выпускающих свои коллекции, либо псевдоименные названия, говорящие о существовании такого дизайнера.

Чем шире целевая аудитория (допустим, мужчины, женщины, дети) и, тем более универсальным и сдержанным должно быть название.

Но это только взгляд на решение задач с общей позиции.
Чтобы определить точное направление в разработке, нужно иметь бриф от заказчика
(описывающий категорию, целевую аудиторию, конкурентов и пр.), и работать в рамках вышеописанного алгоритма (см. «шаги» разработки).

Прошу прощения читателей, что не привожу конкретных примеров. Существующие марки и бренды на рынке не считаю возможным хвалить или критиковать по этическим соображениям, а предлагать собственные возможные решения в рамках данного материала не могу, так как это уже работа, которая должна оплачиваться.

Гладченко Владлен Творческий директор агентства BRANDTIME



СТАТЬИ ПРО БРЕНДИНГ - НЕЙМИНГ - МАРКЕТИНГ
НЕЙМИНГ - ЦЕЛЬ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА
Нейминг? Нейминг!

Сегодня НЕЙМИНГ, как профессиональная услуга по разработке коммерческих охраноспособных названий, стал по-настоящему актуальным для компаний, работающих в секторах В2В и В2С. Несколько последних лет радуют своей растущей динамикой обращений клиентов в специализированные агентства, оказывающие услуги по разработке названий.
Наблюдение за рынком нейминга в последние несколько лет, не могут не радовать. Появляются, сильные имена с огромным потенциалом стать брендами, что впрочем, зависит не только от разработанного названия, но и от грамотной маркетинговой политики проводимой самой компанией в отношении формирования из марки бренда. Болезнь «роста» для нейминга в России была неизбежна, также как и для брендинга, дизайна и рекламы.

Небольшой экскурс в постсоветскую историю, напомнит многим ситуацию, когда крупные и средние компании регистрировали «впрок» десятки, если не сотни названий, руководствуясь незамысловатыми принципами по выбору: «все что подходит под категорию», «все что с натяжкой подходит под категорию, но может быть зарегистрировано конкурентами», «а мне нравится», «меня осенило в четыре утра», «регистрируем, пока дешево – лежит есть не просит» и т.д. Мало того, часто названия регистрировались не по профилирующим классам, так, на всякий случай. К концу девяностых, усредненный владелец компании не мог даже допустить мысль, платить агентству, практически «за воздух».

В начале третьего тысячелетия, пыл поубавился, и компании, смотрящие в будущее стали более сговорчивее. Наконец-то стал формироваться рынок нейминга, где над проектом работает две стороны – заказчик, ставящий задачу и агентство решающее ее. Несмотря на это, страну накрывает волна креатива «in hause», и счастливые клиенты получают такие марки как «Пельменефф», «Окнофф», «Квасофф» и т.д. На первый взгляд (производителя) удачные названия, на поверку оказываются настолько «категорийными», что их дифференцирующая составляющая столь ничтожна, что никакие бюджеты не могут вытянуть марку в бренд.

Еще один пример, уже сегодняшних дней - девелоперский бум, прокатившийся по России. Мы можем увидеть два подхода. Первый – компания, строящая торгово-развлекательный центр, обращается в агентство для разработки концепции позиционирования и яркого, охраноспособного названия. Второй – ТРЦ получает название «Центральный», «Городской», «Главный» и т.д. Не заботясь о возможности юридической защиты, компания ограничивает свои возможности сетевого выхода на другие рынки, с одной стороны, а с другой открывает для конкурентов, планирующих построить в этом же городе еще больший ТРЦ, просторы для победы с нетривиальной концепцией и названием. Как вы думаете в такой ситуации, куда пойдут покупатели через два-три года? И тогда, владельцы «Главного-Центрального» будут вынуждены делать Ребрендинг (создавать заново концепцию и название). А значить терять время и деньги.

Но, к счастью, не все так пессимистично.

Для российских нейминговых агентств, наконец, наступает «час Х» когда, к их услугам пристально присматриваются Заказчики и стоимость разработки в тысячи евро уже не пугает. Почему именно для российских? Ведь традиционно, несмотря на прогрессирующее развитие отечественных брендинговых агентств и дизайн студий, большинство заказчиков отдают или готовы отдать предпочтение западникам (если бы средства позволяли). Это и престижно, и опыт накопленный десятилетиями, позволяет виртуозно «раздувать щеки» и «разводить» российского клиента на проекты, в разы превышающие стоимость на аналогичные услуги наших агентств. Мы уверены, дай нашим ведущим брендинговым агентствам хотя бы половину сметы западного агентства, результат превзошел бы все самые смелые ожидания.

Лидерами в области нейминга, европейского и западного рынков являются признанные агентства, такие как LEXICON, LANDOR, INTERBRAND, NAME-IT, ENTERPRISE IG, LIPPINCOT MERCER. Их опыт и история формировались на протяжении десятков лет, а мир получил названия всемирно известных брендов.

Каждая из вышеназванных компаний имеет свои технологии по созданию коммерческих названий, секреты которых полностью не раскрываются никому. Стоимость услуг этих компаний варьируется от десятков до тысяч долларов за проект.

Часть этих компаний уже начали экспансию на российский рынок, с целью борьбы за перспективный лакомый кусок. Но насколько их наработанный годами опыт применим на нашем рынке, если речь идет о создании русскоязычных названий? Наверняка, технологии будут адаптированы, а разработку будут вести российские филологи и лингвисты, под чутким управлением западных маркетологов. Таким образом, мы приходим к тому, что в конечном итоге под известной «вывеской», нейминг будет создаваться нашими согражданами, безупречно владеющими русским языком. Только, цена будет в разы отличаться от цены предлагаемой российскими агентствами, которые к слову, хоть и не имеют опыта, накопленного десятилетиями, зато прекрасно знают русский язык и не менее успешно владеют технологиями создания названий (в том числе изученными у западных коллег, адаптированными и усовершенствованными).

Директор агентства BRANDTIME Владлен Гладченко.
Made on
Tilda